Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Приобретаются навыки взаимодействия с предметами, дети учатся говорить, думать, воспринимать, усваивают определенные правила, делают первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и мышления.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления у дошкольников показывает свою эффективность, когда широко используется возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных.
Организованная в русле игровых технологий работа по развитию логического мышления у детей, в нашем детском саду, отвечает интересам самих малышей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса.
Игры позволяют организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер.
Развивать логическое мышление ребенка так же важно, как давать ему новые знания. Возможно, даже важнее. Ведь если знания – это инструменты, то логика – умение ими пользоваться.
Успешность работы по развитию логического мышления у дошкольников во многом определяется не только планомерными играми и занятиями, организуемыми воспитателями, но и окружающей детей развивающей предметно — пространственной средой, которую стараемся создать в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Одними из развивающих логическое мышление игр являются: игровой набор «Мир головоломок» (Казунина, Соловей), логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и другие.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу:
— по формированию логического мышления и развитию познавательного интереса, творческого воображения у детей, используя более сложные задания для игр — деятельность, всячески поддерживая инициативу и творчество;
— по созданию головоломок, таблиц и схем, будем искать новые формы организации, более эффективные методы и приемы;
— по созданию развивающей предметной среды.
Будем поощрять стремление детей к самостоятельной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения. Особое внимание обратим на тесное сотрудничество, вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, всячески поддерживая инициативу и творчество.
Нашей задачей на сегодняшний день остается обновление содержания образовательной деятельности, чтобы каждый день пребывания в детском саду для ребенка был праздником.