Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучением движением, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий.
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса.
Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств; развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.
Основной формой физического воспитания детей являются физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей правильным двигательным навыкам и воспитание физических качеств.
Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях.
Воспитательно-образовательные задачи решаются путём формирования морально-волевых черт личности ребёнка в процессе занятий, сообщения некоторых знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитание правильных двигательных навыков и физических качеств.
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым в нашей группе, относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Утренняя гимнастика — обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам. Зарядка воспитывает у детей внимание, целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомления, повышение умственной деятельности и общего физического состояния.
Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В целях закаливания детей мы используем воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны, а также ходьбу по массажным дорожкам.
Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетание с физическими упражнениями.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.
Подвижные игры являются важным средством физического воспитания. Они включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей.
Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребенка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других.
Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты.
С этой целью созданы условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной активности детей. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей служит, прежде всего, наличие различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
На основе учета особенностей и состояния здоровья каждого ребенка проводится индивидуальная работа по физическому воспитанию, которая заключается в обучении детей, не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.