Подготовила: воспитатель Ушакова О.В.
Формирование зрительно-пространственных представлений является традиционным направлением в системе работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Пространственные представления включают в себя: определение формы, величины, местоположения и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений обязательно будет сказываться на формирование полноценной связной речи.
Дети, у которых не сформированы зрительно-пространственные представления:
- не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей, животных (над, под);
- затрудняются в дифференциации предлогов (к-у), (в-на), (к дому-у дома), (в столе-на столе);
- используют трудности при использовании прилагательных (широкий-узкий, тонкий-толстый);
- заменяют обозначениями (большой-маленький).
Формирование зрительно-пространственных представлений проходит в играх, на занятиях, в упражнениях).
- Ориентировка на себе.
- Ориентировка на листе бумаги (на плоскости).
- Ориентировка в пространстве.
Варианты игр и игровых упражнений, формирующие зрительно-пространственные представления
Пальчиковая гимнастика
«Ладошка»
Утро настало Вставай указка,
Солнышко встало. Вставай середка,
А ну братец Федя, Вставай сиротка,
Разбуди соседей. Вставай крошка Митрошка.
Вставай большак, Привет ладошка!
Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши). Параллельно уточняются названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются (голень, бедро, стопа, кисть, плечи).
Детям даются задания:
- Поднять правую руку, левую руку.
- Показать, где у соседа правая, левая рука.
- Назвать предметы, которые расположены справа, слева.
«Покажи правильно»
-коснуться левой рукой правого уха, левого глаза; правой рукой правого глаза.
«Выполни правильно»
Предложите ребенку поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу.
«Дорисуй»
Для выполнения этого задания ребенку дается рисунок силуэта головы и предлагается дорисовать левое ухо, правое ухо, левую бровь, правый глаз, правое ухо, левый глаз.
Игра «Умей найти свое место»
(за, перед, между, впереди, сзади)
Стоя, предложите ребенку назвать стоящего сзади, впереди, слева, справа. Можно использовать картинки, для закрепления этих понятий.
Игра «Лево-право»
Задание: кто сидит слева, справа?
Задание: определить сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д.
Задания: положите ручку справа от тетради, слева от книги (2 предмета);
три предмета (книжку положи перед собой, слева от нее поместите карандаш, справа ручку).
Для закрепления понятий «слева, справа, между», можно использовать сюжетные картинки. А можно устроить диктант. Где ребенок по заданию взрослого рисует простые предметы на листе бумаги. В данном упражнении закрепляются понятия верхний правый, левый углы листа, нижний правый, левый; центр листа.
Можно предложить ребенку на прогулке поиграть в прятки с предметами (игрушками).
Игровые упражнения «Где спрятался мяч»
(за спиной, над головой, под стулом)
«Откуда появился предмет (игрушка)
(из под, из за)