Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. Все это в дальнейшем сказывается на дальнейшем обучении детей. На сегодняшний день одним из перспективных методов развития выступает кинезиология.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. С помощью специальных кинезиологических упражнений синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность, развивается память и внимание.
Одной из главных задач нашего детского сада является развитие познавательных и умственных способностей детей. В связи с этим педагогами нашего детского сада был выбран метод кинезиологии. Актуальность выбранного метода обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия у детей 3-4 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Это позволит избежать возникновению трудностей у детей в дальнейшем обучении, а также сформировать предпосылки для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, так как работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат.
В своей работе с детьми при проведении образовательной деятельности педагоги МДОБУ «Д/С № 3 ЛГО» используют комплекс специально подобранных упражнений:
- Растяжки: «Снеговик», «Дерево», «Сорви яблоко». Они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
- Дыхательные упражнения: «Свеча», «Дыши носом», «Ныряльщик». Эти упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Глазодвигательные упражнения: «Взгляд влево вверх», «Слон», «Глазки». Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
- Телесные упражнения: «Перекрестный шаг», «Мельница», «Паровозик». При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики: «Домик», «Лезгинка», «Кулак- ребро-ладонь». Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
- Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
- Упражнения на релаксацию: «Дирижер», «Ковер-самолет», «Путешествие на облаке». Они способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Данные кинезиологические упражнения: повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Таким образом, благодаря подобранным кинезиологическим упражнениям, отмечена высокая степень умственной активности как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей.
Статью подготовила воспитатель первой квалификационной категории Князева Ю.С.