Существует немало полезных и необычных методик развития детского интеллекта, которые подходят и дошкольникам, и школьникам, но именно эта программа все чаще вызывает интерес у родителей. Кто-то уже наслышан о ней, а кто-то узнает о таких занятиях впервые. В нашем детском саду реализуется программа дополнительного образования «Ментальная математика» в подготовительной «А» группе. Что же представляет собой эта техника, и в чем ее отличия от привычной всем математики?
Ментальная арифметика — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей… только перекидывая косточки счетов в уме.
Целью методики является тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации. При этом происходит гармоничное развитие двух полушарий головного мозга: левого, отвечающего за логику и правого, отвечающего за образы.
С какого возраста лучше начинать обучение?
Оптимальный возраст для начала занятий ментальной арифметикой — это 6-8 лет.
Преимущества ментальной арифметики
Занятие ментальной арифметикой положительно влияют на активность головного мозга, улучшают память, внимание, мышление и воображение, увеличивают скорость обработки информации. Улучшение познавательных процессов помогает в подготовке к обучению в школе, повышает уверенность в себе, конкурентоспособность и увеличивает шансы на успешное будущее.
ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ
В первую очередь, занятия ментальной арифметикой развивают навыки счета. На занятиях в детском саду дети осваивают арифметические действия: сложение и вычитание.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ
Помимо овладения счетом, ментальная арифметика развивает память, внимание, мышление. Ребенок, концентрируясь на процессе обучения, тренирует внимание и зрительную память. Научившись сосредотачиваться на конкретных задачах, ребенок будет концентрироваться и при других видах деятельности. Ребенок становится умнее и увереннее в себе.
Что даёт ментальная арифметика для детей?
Постоянное решение примеров и запоминание формул развивает краткосрочную и долгосрочную виды памяти, а работа с флеш-картами (специальные карты, используемые в методике) — фотографическую. С увеличением сложности примеров и количества слагаемых развивается распределение внимания.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Работа с косточками абакуса развивает мелкую моторику, а это положительно влияет на развитие ребенка, в том числе интеллектуальное, так как доказана взаимосвязь стимуляции нервных окончаний кончиков пальцев и активизации мозговой деятельности.
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
Счет на абакусе предполагает работу сразу двух рук, активируя при этом оба полушария головного мозга. Активация, как правого (отвечает за образное мышление), так и левого (отвечает за логическое мышление) полушария мозга влияет на формирование нейронных связей между ними. Тем самым помогая улучшить память, внимание, сформировать нестандартность мышления и тем самым уверенность в себе. Таким образом, занятия ментальной арифметикой способствуют всестороннему гармоничному развитию ребенка.
Как проходят занятия?
На уроках ментальной арифметики для начинающих используется абакус. Эти древние счёты пришли к нам из Месопотамии и Греции более пять тысяч лет назад. Абакус представляет собой деревянную раму со стержнями, на которых есть несколько спиц. На спицы нанизаны пять косточек: четыре называются земными и одна – небесной. Ребенок передвигает эти косточки, которые играют роль единиц, десятков и сотен.
В первый период обучения малыш сам двигает пальцами обеих рук костяшки, считая сначала простые, а потом сложные арифметические примеры. Затем маленький ученик представляет абакус уже в своем воображении и считает ментально, то есть в уме. В детском саду дети осваивают простые действия: сложение и вычитание. Верится с трудом, но ребенок способен складывать и вычитать в уме примеры с многозначными числами быстрее калькулятора!
Статью подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Князева Юлия Сергеевна.