Поиск
Close this search box.

«Мои первые открытия»

Мир удивителен и бесконечно разнообразен поэтому у ребенка постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Любознательность ребенка проявляется в том, что он задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование и исследование, которая способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности и саморазвитию ребенка, так как является эффективным способом почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Тема исследования или опыта может быть подсказана фантазией ребёнка, поэтому в центрах развивающей среды группы присутствуют довольно простые материалы: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. Такие материалы найти довольно просто.

Проведение различных опытов и экспериментов вызывает у детей восторг, это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.

Мы экспериментируем, познаем, играем и развиваемся вместе. Используя различные игры в своей практике создаем условия для формирования любознательности и познавательных интересов в:

— Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». (Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.)

— Экспериментирование с водой: позволило детям сравнить различные состояния воды. («Вижу — не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»).

Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»).

Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:

  • наблюдение за воздушным шаром на улице и в группе;
  • определение направления ветра;
  • сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
  • наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
  • сравнение намокаемости тканей различной фактуры;
  • рисование на сухом и мокром песке;
  • что быстрее высохнет дерево или камень.

В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

В результате организации детского экспериментирования, мы видим, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, можно прийти к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Статью подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ «Д/С № 3 ЛГО» Дубовая О.А.

https://www.педагоги.онлайн/#publication/detail?id=30685

Дата обновления страницы: 26.08.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031