«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно закладывается у нас с детства». И. Соколов-Микитов
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Бережное отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам:
- во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;
- во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.
Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают «ласкают» котенка и пр.).
В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она пробуждает их любознательность. Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.
Дети дошкольного возраста – это самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического образования детей, которое является новым направлением в дошкольной педагогике. В свою очередь, воспитание любви к природе родного края является составляющей общего экологического и, в некотором смысле, патриотического образования подрастающего поколения — нельзя жить в определенном месте, не испытывая к нему никаких нежных чувств — это противоречит человеческой природе.
Так, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. И тогда рядом оказывается педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, и дети хотят узнать еще больше.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и взрослые должны заботиться о воспитании у своих детей чувства бережного отношения ко всему живому. У дошкольников еще мал жизненный опыт, и в силу своих способностей к подражанию, и из доверия к взрослым, малыши перенимают у них поступки.
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, — воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.
Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать что-то интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.
Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания.
Начиная работу с дошкольниками, перед воспитателями стоит вопрос:
- Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста?
- Какие навыки, умения он может усвоить?
Педагог в общении придерживается принципа «Не рядом и не над детьми, а вместе», проявляет уважение к личности каждого ребенка.
Педагогами регулярно проводится ОД, с использованием ИКТ: «Путешествие в весенний лес», «В гости к солнышку» и т.д. Систематически проводятся целевые прогулки и экскурсии. Во время прогулок взрослому важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит и послушает пение птиц, просто поглядит вокруг себя.
И все-таки основным методом является наблюдение. Самое светлое место в каждой групповой комнате отведено для выращивания зеленого лука и другой всевозможной зелени. «Огород на окошке» задействован в течение всего года. Воспитатели вместе с детьми ведут дневник наблюдения за развитием растений. Также педагогами совместно с детьми проводится цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе. Ежедневно в группах оформляются дневники наблюдения за погодой, где дети отмечают погоду в течение дня.
Сейчас очень актуальна проектная деятельность. Она объединяет в себе деятельность детей, педагогов и родителей, позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем в этой области. В нашем детском саду сейчас работают над реализацией проектов по этой теме.
Опыт такой работы показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.
Автор: Хорошева МаринаМихайловна – воспитатель, МДОБУ «Д/С №3 ЛГО»