«Детство – это каждодневное
открытие мира и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества на воспитание патриотизма сформулирован в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года.
Новая воспитательная система нашей страны ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из приоритетных задач российского образования.
Патриотическое воспитание в ДОО – это взаимодействие воспитателя и ребёнка (воспитанника), которое направлено на развитие патриотических чувств, формирование убеждений, норм патриотического поведения.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Патриотическое воспитание осуществляется совместно с нравственным, трудовым, умственным и эстетическим воспитанием. Но чувства патриотизма не появляются сами по себе, а требуют длительного целенаправленного воздействия на личность, ведь именно с этого периода начинается формирование личности. Именно в этот момент у детей зарождаются основные знания, что надо любить Родину, ее культуру и традиции, гордиться ей, людьми ее населяющими, знать родной язык, расширяются представления о семье, о членах семьи, своей родословной, формируются представления обо всей России.
Целью нравственно-патриотического воспитания в ДОО является: формирование основ гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Пчёлка» компенсирующей направленности представлена следующим образом:
- Детский сад.
- Семья.
- Родной город; родной край.
- Страна, ее столица, символика.
- Армия родная.
- Народные праздники на Руси.
- День космонавтики.
В своей работе педагогами подготовительной группы «Пчёлка» компенсирующей направленности детей с ТНР используются следующие формы и методы патриотического воспитания:
– образовательная деятельность;
– социальные акции;
–ознакомление детей с государственными и общественно значимыми праздниками;
– целевые прогулки, экскурсии, посещение городского музея;
– наблюдения за явлениями, событиями, происходящими в общественной жизни страны, края, города;
– рассказ воспитателя, беседы, чтение художественных произведений;
– рассматривание альбомов, фотографий;
– знакомство с народным творчеством и т.д.
Центральной формой патриотического воспитания детей являются образовательная деятельность и совместная деятельность взрослых и детей в процессе которой педагоги стараются приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Необходимо и важно, чтобы старшие дошкольники повышали детскую мыслительную активность, любознательность, оставляли в памяти яркие впечатления, эмоции, чувства гордости за свою страну и народ. Этому помогают приемы сравнения (наша страна (город), раньше и теперь), проблемные вопросы, яркая наглядность, индивидуальные задания.
Планируемая работа в данной группе разделена на тематические блоки, включающие несколько обширных тем по каждой из которых проводятся перечисленные выше формы и методы патриотического воспитания:
«Моя семья»
«Родная природа»
Блок «Мой город – Лесозаводск»
Блок «Наша Родина – Россия»
Блок «День Защитника Отечества»
Блок «День космонавтики»
Блок «Народные праздники»
Блок «Великий День Победы»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важность патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагога, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом, в котором он живет.
Воспитатель подготовительной группы «Пчёлка»
компенсирующей направленности детей с ТНР:
Полякова Елена Анатольевна