На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
— проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
— выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
проявлять способность к волевым условиям;
— самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию самостоятельности и инициативности мы используем ряд принципов:
- принцип деятельности — стимулируем детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;
- принцип вариативности — предоставляем ребенку возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
- принцип креативности — создаём ситуации, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Выделяют 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания, волевого усилия, коммуникативная и познавательная. Каждую сферу инициативы мы развиваем и оцениваем через конкретный вид деятельности.
А именно, через творческую инициативность, так как творческая инициативность это – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление.
Развиваем и оцениваем через инициативу как целеполагание и волевое усилие. Волевое усилие — это включенность в разные виды продуктивной деятельности, такие как – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
Развиваем также через коммуникативную и познавательную инициативы. Коммуникативная инициатива – это включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи, а познавательная инициатива — это любознательность, включенность в экспериментирование, в простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы. Например, в игре мы развиваем у дошкольников активность и инициативу. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости и творчества. Организовывая трудовую деятельность и элементарные трудовые поручения, мы добиваемся от детей настойчивости в достижении результатов, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом.
В продуктивной деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения.
Для инициативной личности характерно не только произвольность поведения,
Самостоятельность, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, но и развитая эмоционально-волевая сфера. Для развития эмоционально-волевой сферы мы организовываем игры с использованием карточек-символов с разными эмоциями на распознавание чувств и настроение окружающих
и активизацию развития эмоционального интеллекта.
В своей педагогической деятельности мы стремимся учитывать все условия для развития детской инициативы: была создана разнообразная по своему содержанию предметно-развивающая среда, образовательная и игровая среда, стимулирующая развитие поисково-познавательной деятельности детей нашей группы. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы ребят, родители наших воспитанников осведомлены, что происходит в жизни ребенка, чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового, также мы знакомим родителей с воспитательно-образовательной деятельностью через дистанционные формы работы (онлайн-доск Padlet).
Итак, способы поддержки детской инициативы — это воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение должно быть основано на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми, а это значит — не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные шумовые эффекты, необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями развития детской инициативы и самостоятельности.
Воспитатель старшей группы
компенсирующей направленности детей с ТНР
Полякова Елена Анатольевна.