Поиск
Close this search box.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

— проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

— выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

проявлять способность к волевым условиям;

— самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию самостоятельности и инициативности мы используем ряд принципов:

  • принцип деятельности — стимулируем детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности;
  • принцип вариативности — предоставляем ребенку возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
  • принцип креативности — создаём ситуации, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Выделяют 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания, волевого усилия, коммуникативная и познавательная. Каждую сферу инициативы мы развиваем и оцениваем через конкретный вид деятельности.

А именно, через творческую инициативность, так как творческая инициативность это  – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление.

Развиваем и оцениваем через инициативу как целеполагание и волевое усилие. Волевое усилие — это включенность в разные виды продуктивной деятельности, такие как – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

Развиваем также через коммуникативную и познавательную инициативы.  Коммуникативная инициатива – это включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи, а познавательная инициатива — это  любознательность, включенность в экспериментирование, в простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

 Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы. Например, в игре мы развиваем у дошкольников активность и инициативу. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости и творчества. Организовывая трудовую деятельность и элементарные трудовые поручения, мы добиваемся от детей настойчивости в достижении результатов, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом.

В продуктивной деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения.

Для инициативной личности характерно не только произвольность поведения,

Самостоятельность, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, но и развитая эмоционально-волевая сфера. Для развития эмоционально-волевой сферы мы организовываем игры с использованием карточек-символов с разными эмоциями на распознавание чувств и настроение окружающих

и  активизацию развития эмоционального интеллекта.

В своей педагогической деятельности мы стремимся учитывать все условия для развития детской инициативы: была создана  разнообразная по своему содержанию предметно-развивающая среда,  образовательная и игровая среда, стимулирующая развитие поисково-познавательной деятельности детей нашей группы.  Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы ребят, родители наших воспитанников осведомлены, что происходит в жизни ребенка, чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового, также мы знакомим родителей с воспитательно-образовательной деятельностью через дистанционные формы работы (онлайн-доск Padlet).

Итак, способы поддержки детской инициативы — это воспитание  в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение должно быть основано на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми, а это значит — не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные шумовые эффекты, необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями развития детской инициативы и самостоятельности.

Воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности детей с ТНР

 Полякова Елена Анатольевна.

Дата обновления страницы: 20.12.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031