Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.
Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму. Тревожными чаще всего становятся дети — астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.
Признаки тревожного ребенка:
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Нарушения сна.
К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:
- отсутствие чувства защищенности;
- отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;
- тревожность родителей;
- неблагоприятный эмоциональный фон в семье;
- противоречивостью предъявляемых родителями требований;
- неадекватность предъявляемых требований;
- противоречием между требованиями в семье и школе, детском саду;
- непоследовательность в воспитании;
- предъявление противоречивых требований;
- повышенная эмоциональность родителей;
- постоянное сравнение и приведение в пример других;
- авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;
- материальные затруднения в семье;
- неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в гуманитарных науках, а не в спорте, или же споцифика его физиологии предполагает более эффективную работу в силовах нагрузках, а в растяжке, гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);
- стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на «картинку» вместо содержания).
Рекомендации родителям:
- Обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (например, нельзя говорить ребенку, много ли ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай! и т.д.).
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от него того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
- Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.
- Играя с детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается с сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для таких детей просто необходимы. После этих упражнений можно добавить упражнения на расслабление мышц.
Упражнения на релаксацию и дыхание
«Воздушный шарик».
«Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Сделай вдох, поднеси воображаемый шарик к губам, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай
его, представляя себе, как твой шарик становится все больше и больше. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул». Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение на расслабление мышц.
«Шалтай-Болтай».
Давай с тобой поставим маленький спектакль, который называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова свалился во сне резко наклоняем корпус тела вниз.
Игра, направленная на формирование чувства доверия и уверенности в себе.
«Рисунок в паре»
«Давай с тобой совместно будем рисовать (тему надо согласовать с ребенком заранее) рисунок, дополняя друг друга. Сначала ты рисуешь, а я продолжу, затем опять рисуешь ты, а я продолжу и т.д., пока рисунок не будет готов. Потом этот рисунок совместно раскрасим. Посмотри, как у нас красиво получилось. Мы можем этот рисунок подарить кому-нибудь, если ты хочешь».
Статью подготовила воспитатель первой
квалификационной категории Баева Ольга Александровна.
Интернет источники